Мониторинг и оценка как инструменты повышения эффективности реализации социальных проектов в рамках государственного социального заказа стали следствием необходимости отслеживания реализации выполнения поставленных задач и достижения целей социальных проектов, фактором повышения удовлетворенности бенефециаров от проектной деятельности. Мониторинг и оценка проектов рассматриваются сегодня как незаменимый инструмент управления проектной деятельностью, их значимость признается все большим количеством представителей некоммерческого сектора . Мониторинг и оценка важны не только с точки зрения повышения эффективности конкретных уже проводимых проектов, но и с точки зрения важности получаемой информации и выводов для инициирования и организации новых проектов и программ. Кроме того, с возрастанием роли и степени участия в проектах общественных и правительственных структур остро встает вопрос об отчетности перед всеми участниками проекта по результатам проделанной работы и выводам, которые способны обеспечить преемственность проводимой деятельности. Большинство реализуемых проектов выстраивают для себя систему мониторинга и оценки еще на этапе планирования. На этом этапе, как правило, как правило, разрабатывается система определенных индикаторов (показателей), по которым можно судить о ходе программы или проекта, оценить степень выполнения проекта. Однако существенной проблемой социальных проектов и их эффективности являются формирование индикаторов , позволяющих достаточно объективно оценивать достижения цели(ей) проекта . И если определение количественных индикаторов ( количество, участников, количество мероприятий, количество публикаций и т.д.) никакой сложности не вызывают, то определение качественных показателей реализации задач проекта для многих НПО значительная сложность. Действительно- как замерить эффективность семинара, тренинга, тематической встречи, флэшмоба и др.? В этой связи многие НПО наработали свои инструменты и методы, позволяющие определять эффективность проекта, например для обучающих мероприятий это могут быть замеры информированности до мероприятия и после него, опросы мнений экспертов ,отзывы участников мероприятий; для информационных – анкеты обратной связи, оценка качества мероприятия его участниками, заключения экспертов. Но к сожалению отдельные НПО не желают «усложнять себе жизнь» разработкой качественных индикаторов, подготовкой инструментов для их измерения, анализом информации и выводами с целью повышения эффективности своей работы в дальнейшем. Поэтому мониторинг проектов , как норма деятельности по оценке эффективности социальных проектов есть прямой ответ на отдельные недостатки реализации социальных проектов общественными организациями, как фактор повышения эффективности.
Кобеева А.- директор ОФ « Информационно-ресурсный центр»